На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

Сценарий открытого занятия "Игрушка из помпонов"

 


 


Муниципальное учреждение дополнительного образования детей


Центр детского творчества


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


РАЗРАБОТКА


ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


ПО ТЕМЕ:


«СБОРКА ИГРУШКИ ИЗ ПОМПОНОВ»


 


 


 


 


                                                                                Подготовила: педагог


                                                                                дополнительного образования


                                                                                Лысенко Е.А.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


г. Армавир, 2011 г.


 


 Тема: Сборка игрушки из помпонов

  

 Дата проведения: 16.03.2011г.

 Тип занятия: практическое.

 Цель занятия: обучение воспитанников конструированию и сборке из помпонов игрушки «Пчела».

 Задачи:

 1. Проверить знание предыдущего материала, самостоятельного выполнения помпонов.

 2. Сформировать знания об истории игрушки, помпона.

 3. Ознакомить с идеями применения помпонов в декорации интерьера, одежды, игрушек.

 4. Обучить сборке игрушек из помпонов.

 5. Способствовать воспитанию культуры поведения на занятии.

 Оборудование, наглядные и дидактические материалы:  мультимедийная презентация, образцы игрушек из помпонов, фотографии готовых изделий,  ножницы, лекало, картон,  нитки, игла, большой помпон, «крылья из полиэтилена для пчелы», плакат «Цветочки».

 Литература: Крупенина Н. Б., «Игрушки из помпонов», М., 2010.

 Структура занятия:

 1.Организационная часть:

 - приветствие воспитанников;

 - проверка посещаемости;

 - сообщение темы и цели занятия;

 - проверка подготовки необходимых материалов и инструментов;

 - инструктаж по технике безопасности;

 2. Основная часть:

 -  закрепление изученного материала на предыдущем занятии;

 - объяснение нового материала, рассказ об истории игрушек, помпонов,  интересные факты о помпонах, просмотр готовых образцов игрушек из помпонов;

 -  прочтение сказки о помпоне;

 -  стихотворение о пчеле, сказка о пчеле;

 -  перемена Игра «Догони помпон»;

 - практическая часть: выполнение помпонов, сборка игрушки, оформление крыльев, приклеивание глаз.

 3. Заключительная часть:

 - подведение итогов;

 - просмотр выполненных игрушек;

 - поздравление присутствующих;

 - рефлексия – проверка эмоционального состояния воспитанников;

 - получение воспитанниками домашнего задания;

 - уборка рабочего места.

 Ход занятия:

 Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём открытое занятие, на котором присутствуют директор Центра детского творчества Гришина Н.А., заместитель директора Ермилова Л.О., методист Сычёва Е.В. и педагоги дополнительного образования_______________________________

 Для начала проверим посещаемость занятия (проводится перекличка детей по журналу)

 Тема нашего занятия «Сборка игрушки из помпона». Целью занятия станет обучение мною вас конструированию и сборке из помпонов игрушки «Пчела».

 Для успешного проведения занятия необходимы инструменты и материалы, такие как: плотный картон, ножницы, нитки, игла с большим ушком. Проверьте наличие перечисленного на своём рабочем месте (дети проверяют). Все ли из вас готовы к уроку?

 Дети: Да

 Педагог: В начале занятия прослушайте правила безопасности на занятии:

 Содержите рабочее место в чистоте, уберите посторонние предметы, переключите сотовый телефон в режим «вибро»;

Во время работы будьте внимательны,  не отвлекайтесь и не отвлекайте других;

Передавайте колющие и режущие предметы и располагайте на столе ручкой от себя;

Ножницы во время работы должны находиться справа кольцами к себе, лезвия ножниц должны быть сомкнуты, при  работе с ними необходимо следить за направлением резания, придерживая заготовку пальцами левой руки;

Передавать ножницы можно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;

Не режьте ножницами на ходу;

Не пользуйтесь кривой иглой, не втыкайте её в одежду или случайные предметы, поломанную иглу отдайте педагогу;

Не берите иглу, бусинки, пуговицы, нитки в рот;

Не перекусывайте нитку зубами.

Педагог: На предыдущем занятии мы с вами научились делать помпоны. Что же такое помпон?

 Дети: «Помпон», в переводе с французского — великолепие, торжественность, — это шарообразное украшение из каких-либо ниток.

 Педагог: Мы с вами уже научись делать помпоны, вспомним, просмотрев слайды, способы изготовления помпонов.

 (педагог показывает схемы выполнения помпона)

 Педагог:  Хочу рассказать вам интересный факт из истории помпона.

 Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии 18 века, помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. ( показ фотографии) Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

             А вот, что рассказала исследователь Валентина Вакулец о путешествии на загадочное озеро Титикака: «Удивительная страна Перу! Все девять регионов страны уникальны - тут и засушливое побережье, и пустыни, и горные вершины, и ледники Анд. С детства я слышала о загадочных рисунках в пустыне Наска и о самом высокогорном озере Титикака. Первое, что бросается здесь в глаза – это то, что таким, в нашем понимании, традиционным женским делом, как вязание, занимаются только мужчины. И вяжут  они везде: на улицах, при разговорах и даже,  когда спорят. На острове нет полиции и все конфликты между жителями улаживают вожди, избранные народом. Очень интересно одеты местные жители. В основном носят яркую домотканую одежду. Холостых и женатых мужчин можно отличить по цвету вязанных шапочек.  Женатые – в красных, а холостые – в белых. Женщины тоже одеваются по-разному, у незамужних девушек - многослойные юбки с разноцветными помпонами, у замужних женщин помпоны ярко-красные».(показ фото)

 Педагог: Как вы думаете, ребята, как можно использовать помпоны?

 Дети: «Украсить ими шапочку, одежду», «Пришить к сумочке», «Сделать из них игрушку», «Повесить дома как украшение».

 Педагог: Конечно же,   вы правы! Но помпоны можно использовать и в других случаях. В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток, и множества других предметов. (показ фото)

 А ещё есть вид спорта, который не так давно появился у нас в России и он предполагает наличие двух очень больших помпонов у каждого спортсмена. Знаете ли вы как он называется?

 Дети; Он называется «черлидинг»

 Педагог: «Черлидинг» - это такой вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика и акробатика).

 Педагог: (показ фото) Посмотрите на фотографии, какие яркие вещи можно сделать из помпонов! Это и коврики для интерьера и украшения для детской комнаты и гостиной, сумочки, подушки, шапочки, шарфы, игрушки. И всё это сделано из маленьких пушистых шариков, которые мы с вами уже научились делать! С этим умением вы можете стать настоящими домашними дизайнерами и преобразить свою комнату или даже всю квартиру!

 Сегодня мы с вами будем собирать из помпона настоящую мягкую игрушку «Пчела», такой вы не купите ни в одном магазине, и будете гордиться ею, потому что ни у кого, кроме вас,  такой не будет.

          Что такое игрушка и об её истории нам расскажет _________________.

 Воспитанница Лысенко Юля. Мягкая игрушка — это игрушка из меха или другой мягкой ткани, пряжи, предназначенная для игры.

 Педагог показывает фото

 Воспитанница Трегубенко Настя. Древние игрушки были найдены археологами в Египте. Самые ранние упоминания относятся к третьему тысячелетию до н. э. В это время уже использовались сложные техники в изготовлении игрушек с подвижными частями тела. Игрушки или их изображения также были найдены на раскопках Помпеи в Италии.

 Воспитанница Афанасьева Катя. Это были не совсем мягкие игрушки, но они являлись прообразом современной игрушки. Различные игрушки в виде зверей и птиц были найдены на территории Сибири, Украины и других мест. Большое количество древних игрушек встречается на территории Китая. Название «игрушка» возникло во Франции примерно в 1523 году.

 Воспитанница Оганян Лолита. всех видов игрушек мягкая игрушка самая поздняя по времени её появления. Мягкие игрушки - это прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, современные мягкие игрушки появились в XIX веке.

 Воспитанница Симакова Альбина. В 1908 году первые мишки появились в Англии. В 10-х гг. прошлого века открылся магазин игрушек от компании «Steiff» сначала в Англии, а затем в Америке.

 К середине 1910-х годов фирмы по производству мишек, получивших имя Тедди, открываются по всей Европе, но в моду входят английские мишки.

 Как мишка повлиял на прогресс науки

Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурального меха и дорогих тканей. Но массовый спрос потребовал от производителей удешевления исходных материалов. Поэтому уже в 1903 году для изготовления шкуры медведя начали использовать плюшевую ткань, до этого применявшуюся, в основном, для обивки мебели. Именно плюшевые мишки побудили производителей тканей разрабатывать специальные материалы, рассчитанные исключительно на детей.

 Педагог. Сегодня нам предстоит большая работа. Нам необходимо будет вырезать из картона 2 шаблона и сделать с их помощью разные по размеру один полосатый желто-чёрный один жёлтый помпоны. Для этого мы должны будем вырезать из картона лекало и навить на него нитки. На экране подробно нарисована последовательность выполнения полосатого помпона и мы с вами сейчас приступим к выполнению этого задания.

 Как сделать полосатый помпон.

  Педагог: Для того, чтобы сделать помпоны в полоску нужно использовать пряжу (нитки) двух разных цветов или оттенков. Начинаем делать помпон.

 Чтобы сделать полосатый помпон, навивку ниток на шаблон делаем поочередно: один слой - один цвет, следующий слой - другой цвет, и так повторяем, пока внутренне колечко шаблона закроется полностью.

 Как только Вы полностью и равномерно закроете шаблон по кругу коричневыми нитками, нить обрежьте, ее хвостик спрячьте под витки.

 Если нить закончится в том месте, когда навивать останется совсем чуть-чуть, добавьте нить и закройте шаблон одним слоем коричневой навивки. Больше не нужно, иначе полоски будут очень широкими, а значит некрасивыми. Далее берем нить желтого цвета.

          Снова делаем навивку по кругу, закрывая весь шаблон так, чтобы навивка была равномерной и прежних коричневых ниток не было видно.

 Как только равномерно закроете все коричневые нитки, нить обрежьте, хвостик спрячьте под витки.

 Снова возьмите коричневую нить. И навейте до тех пор, пока игла может пройти сквозь отверстие. Важно, чтобы навивка  была равномерной по всему кругу.

 Теперь разрезаем наш будущий пушистый и полосатый помпон. Связываем посередине ниткой, раздвигая аккуратно ниткой картонные лекала. Помпон готов, нитки не обрезаем.

 Педагог. А сейчас я вам загадаю загадку:

 Домовитая хозяйка

 Пролетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком –

 Он поделится цветком.

 Дети. Это пчела!

 Педагог. Молодцы, угадали! Пчела - это насекомое из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета и острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее ее в мед. Пчелка издавна является символом трудолюбия, активной и полезной жизни. Пчелка-труженица встречается в народных сказках, с пчелкой сравнивают трудолюбивых людей Для пчелы придуман праздник - 5 июля  - это день пчелы.

 Но у нашей пчелы, той, которую мы с вами сделаем, другая функция – она будет радовать и согревать вас и ваших друзей, всех, кто с ней захочет поиграть. Поработать нам придётся немало,  да и сама пчела очень большая труженица! Недаром русский народ сочинил много пословиц и поговорок, стихотворений, сказок, рассказов. А знаете ли вы стихи по пчелу?

 Воспитанница Лысенко Юля: 

 ПЧЁЛКА

 - Пчёлка, пчёлка, где летала,

 Что на улице видала?

 - Над цветами я летала

 И нектар с них собирала.

 Собрала нектар с ромашки,

 С клевера, с душистой кашки,

 Чтоб детишкам целый год

 Кушать мой янтарный мёд !!!

  Педагог: Хорошее стихотворение, доброе… Молодец! А теперь мы приступим к выполнению игрушки «Пчела».

 Пчела состоит из двух помпонов:

 1. Голова - это круглый желтый помпон. Круглый помпон мы делаем из шаблона диаметром 4 см..

 2. Тельце - это тоже круглый, но полосатый помпон, используем шаблон диаметром 5см.

 Пока вы навиваете на шаблон нитки, я прочитаю вам сказку, которая называется «Пчела и оса» (педагог читает сказку)

 Итак, теперь собираем мягкую игрушку - пчелу! Подготовленные два помпона подравниваем с помощью ножниц, то есть все нитки должны быть одной длины.

 Затем на полосатом помпоне нити с помощью иглы протаскиваем сквозь помпон к месту присоединения головы, чтобы полоски смотрелись как у настоящей пчелы.

 Соединяем помпоны, перевязав их между собой теми нитями, которыми перетягивали навивку на шаблонах. Затягиваем нити, придавая помпонам форму пчелы, завязываем на узел. Туловище пчелы готово.

 Из клеёнки, фетра, драпа или любой плотной неосыпающейся ткани делаем крылья.

 Из четырех имеющихся у нас ниток на туловище будущей пчелы, берем одну, вдеваем в иглу и, одним стежком пришиваем к туловищу. То есть, вдели нить в иглу, прокололи в середине крылышка, сделали стежок примерно в 1 см, и через этот 1см снова прокалываем крылышко, и нитку протаскиваем сквозь помпон в нижнюю часть туловища. Получилась нитка для ножки и пришитая к спинке деталь крылышка.

 Затем остальные три нитки тоже протаскиваем сквозь помпон и вытаскиваем их в других местах, но все внизу туловища. На брюшке пчелы получится четыре нити. Это будущие лапки мохнатой пчелы.

             Теперь на каждую нитку нужно одеть бусину или пуговку. Сделать это нужно с помощью иглы. То есть вденьте нить в иглу, протащите сквозь отверстие на бусине (пуговке).

 Ножки сделайте желаемой длины, все бусины выровняйте, и каждую нитку под бусиной завяжите на узелок, чтобы бусинка или пуговка не упали. Оставшуюся нить обрежьте. Так сделайте все четыре нитки. Теперь пчелка уже с лапками.

 Из фетра или драпа вырежьте глазки. Лучше использовать два цвета. Белого или любого светлого для большого кружка или овала, а темного для собственно зрачка. Такие глазки будут очень выразительными. Можно также использовать цветную бумагу, бусинки или пуговицы

 С помощью нитки с иглой пришейте их к голове вот так:

 - вденьте нитку в иголку, проколите две детали глаза (или отверстие в пуговке) и сразу пришейте одним стежком к голове, а именно протащите сквозь помпон иглу, вытащите ее на месте второго глаза. Сразу на иглу оденьте обе детали второго глаза (или пуговку), и снова протащите сквозь помпон, вытаскивая иглу на месте, где будет ротик пчелы.

 - ротик тоже вырежьте из фетра или драпа, или используйте бусину, пуговку. Так же закрепите одним стежком. Иглу вытащите в любом месте помпона, сделайте узелок, нитку обрежьте.

 Такие детали как глазки, ротик и даже крылышки можно приклеить, если используете фетр.

 А пришитые на нитку, они будут долговечными, т.к. это очень надежный способ закрепления мелких деталей на мягкой игрушке.

 Педагог: Игрушка Пчела готова! Полюбуемся результатом! Проведите самооценку, как вы думаете, ребята, всё ли у вас получилось?

 Дети: Получилось!

 Педагог: столкнулись ли вы на занятии с трудностями?

 Дети: Нет!

 Педагог Всё ли вам было понятно?

 Дети: Да!

 Педагог Понравилась ли вам пчела?

 Дети: Да!

 Педагог Хотели бы вы сделать еще игрушки из помпонов?

 Дети: Да!

 Педагог: А теперь дава1те устроим выставку наших пчёлок! Какие они у вас получились красивые!

 (дети выкладывают на стол игрушки и оценивают друг друга)

 Педагог: Ребята, на доске висит цветочная поляна, а на столе перед вами лежат бумажные пчёлки, если вам понравился сегодняшний урок, то посадите этих пчёлок на полянку, может они соберут нектар и угостят нас потом мёдом?

 (дети приклеивают с помощью скотча бумажных пчёлок 

 на  цветочную полянку)

 Педагог: А домашнее задание у вас будет интересное и творческое. Пчёлке очень нужен дом, и она просит вас нарисовать на альбомном листе дом для пчелы. Нарисуете ребята?

 Дети: Нарисуем!

 Педагог: Ну что ж, поработали мы сегодня хорошо с заданием справились! Молодцы! На сегодня занятие закончено, перед уходом не забудьте привести своё рабочее место в порядок! До свидания! 

 

Картина дня

наверх