Отношение игры к развитию – это отношение обучения к развитию.
Игра – источник развития и создаёт
зоны ближайшего развития .
( Л.С.Выготский )
Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания, как форма организации обучения, как метод, а также приём обучения и воспитания детей.
Реализация игрой функции средства воспитания происходит в том случае, когда педагог в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуру игры, на отношения детей в процессе игры и т.д. Игра в этом случае решает и задачи воспитания, и задачи развития .
Во многом благодаря именно игре у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется рефлексия – способность осознавать не только свои способности, но и то, как эти способности воспринимаются окружающими, и строить своё поведение с учётом их возможных реакций .
Использование игры как формы организации обучения и воспитания известно на протяжении многих веков. Функции формы организации обучения несут игры, сложившиеся ещё в недрах народной педагогики, и главное их назначение состоит в том, чтобы дети обучались играючи, а игре как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности .
В процессе игры у детей возникает три вида целей .
- Цель первая – наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры, и её можно выразить двумя словами : «Хочу играть!»
- Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли, и она существует в виде требования «надо» : «Надо играть так, а не иначе!»
- Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно третий постулат : «Могу!»
Изучение игры как приёма и метода обучения особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным звеном образовательной системы в методах обучения .
Игра как приём обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приёме обучения возникает тогда, когда целью является доведение предлагаемого детям учебного материала до более глубокого осознания . Педагогическая ценность игровых приёмов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом . При правильной постановке руководства детскими играми они, по мнению Й.Хейзинга, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают , развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение , интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность , язык и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности .
2. В последние годы учителя сознательно включают в свою работу технологии, ограничивающие классно- урочную систему организации учебного процесса, разрабатывают новые формы и методы обучения.
Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности на общеобразовательных дисциплинах, которые :
- · сочетают двигательное и интеллектуальное начало;
- · увеличивают время организованной двигательной активности детей;
- · создают положительны эмоции .
Методика проведения подобных подвижных игр, способствующая повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и основанная на положениях психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается в следующем: игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата; игры включаются в ход уроков систематически, при закреплении каждой отдельной темы либо всего курса .
3. Широко используются дидактические игры, построенные как на учебном, так и на неучебном материале . Они включаются педагогом в структуру любого урока по любому предмету .
Для развития умения наблюдать, слушать и слышать широко используются дидактические игры по обучению грамоте и чтению.
Игра для младших школьников имеет огромное значение как средство развития личности. В дидактических играх значительно легче и интереснее происходит усвоение новых знаний, развивается память, внимание, мышление, речь. В интеллектуальных - расширяется кругозор, развиваются доказательная речь. Умение общаться. В сюжетно-ролевых - развиваются речь, фантазия, воображение. Воспитывается уверенность в себе, усваиваются определённые нормы взаимоотношений со сверстниками, закрепляются устойчивые нравственные качества личности, происходит усвоение социального опыта . Именно в игре и создаётся «зона ближайшего развития» ребёнка.
Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок . Игры не должны исчезнуть из жизни ребёнка, а иметь обязательное продолжение в школьном обучении и труде, так как они позволяют многогранно раскрыть личность, развить её способности, сплотить детский коллектив на основе общих замыслов и интересов .