Пояснительная записка.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изокружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-10 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный 1год обучения 6-7лет;
- развивающий, 2 года обучения 7-9 лет;
- исследовательский, 9-10 лет.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Цель данной программы:
раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения.
В первый год обучения занятия в группе проходят 2 раза в неделю по одному часу - 72 часов в год. В группу первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится.
В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс обучения первого года.
Третий год обучения рассчитан на детей обучавшихся уже два года. Занятия проходят в том же режиме – 2 часа в неделю.
Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Режим работы увеличивается до 144 часов в год.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.
Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.
Содержание программного материала отражает опыт и интересы автора программы.
Программа.
Ознакомительный этап: 6 – 7 лет. ( первый год обучения)
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 54 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе, Конкурсы, фестивали | 18 |
| Итого: | 72 |
Тематическая разработка занятий с детьми 6 – 7 лет ( первый год обучения).
1. Радужный мир
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Календарно-тематический план первого года обучения.
№ | Тема |
| Всего часов | Теорет. занятия | Практ. занятия |
1. | «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок- игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
|
2 |
1, 5 |
0, 5 |
2. | «Что могут краски.» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. |
|
3 |
1 |
2 |
3. | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приёма: проведение непрерывных красочных линий. |
|
3 |
1 |
2 |
4. | « Разноцветные шарики». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
|
2 |
0,5 |
1,5
|
5. | « Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Ход работы: от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Просмотр картин великих художников об осени. |
|
3 |
1 |
2 |
6. | « Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
|
3 |
1 |
2 |
7. | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
|
3 |
1 |
2 |
8. | « Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
|
2 |
0,5 |
1,5 |
9. | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. |
|
3 |
1 | 2 |
10. | « К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону. |
|
2 |
0,5 |
1,5 |
11. | « Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. |
|
4 |
0,5 |
3,5 |
12. | « Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
|
4 |
0,5 |
3,5 |
13. | « Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
|
2 |
0,5 |
1,5 |
14. | «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
|
2 |
0,5 |
1,5 |
15. | « Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. |
|
2 |
0,5 |
1,5 |
16. | « Весёлый поезд». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поём. |
|
4 |
0,5 |
3,5 |
17. | « Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
|
3 |
1 |
2 |
18. | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». |
|
4 |
0,5 |
1,5 |
19. | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
| 3 | 1 | 2 |
20. | « Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
|
4 |
0,5 |
3,5 |
| Всего часов: |
| 54 |
|
|
Развивающий этап. 7 – 9 лет.( второй - третий года обучения).
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразится.
Разделы программы.
№ | темы | количесво часов |
1. | Основы художественной грамоты. | 79 |
2. | Графика. | 46 |
3. | Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия. | 19 |
| Итого: | 144 |
Тематическая разработка занятий с детьми 7 – 9 лет. ( второй- третий года обучения).
- 1. Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
« уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план второго-третьего года обучения.
тема |
| всего часов | Теорет. занятия | Практ. занятия | |
1. | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. |
| 3 | 1 | 2 |
2. | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. |
| 6 | 1 | 5 |
3. | Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
|
7 |
1 |
6 |
4. | Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. |
|
4 |
1 |
3 |
5. | Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
|
4 |
1 |
3 |
6. | Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. |
| 4 | 1 | 3 |
7. | Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. |
| 7 | 1 | 6 |
8. | Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. |
| 4 | 1 | 3 |
9. | Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
| 6 | 1 | 5 |
10. | « Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. |
|
6 |
1 |
5 |
11. | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
| 7 | 1 | 6 |
12. | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. |
| 7 | 1 | 6 |
13. | « Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
| 7 | 1 | 6 |
14. | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
| 7 | ---- | --- |
| Всего часов |
| 79 |
|
|
2.Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Практическая часть.
№ | тема |
| Всего часов | Теорет. занятия | Практ. занятия |
1. | Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. |
|
3 |
1 |
2 |
2. | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
|
5 |
1 |
4 |
3 | « Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. « Живая» линия – тушь, перо. |
|
6 |
0,5 |
5,5 |
4. | Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. |
|
7 |
1 |
6 |
5. | « Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. |
|
6 |
1 |
5 |
6. | « Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. |
|
4 |
1 |
3 |
7. | Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. |
|
5 |
1 |
4 |
8. | Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
|
4 |
1 |
3 |
9. | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. |
|
4 |
---- |
--- |
| Всего часов |
| 46 |
|
|
Исследовательский этап: 9 – 10 лет. (четвёртый год обучения)
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование
доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
№ | Раздел программы | Предметы | Часы |
1. | Основы изобразительной грамоты |
|
68 |
2. | Декоративно – прикладное искусство |
|
68 |
3.
| Выставки, экскурсии |
| 8
|
|
| Итого | 144 |
1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
( Линией, пластикой, « Законом сцены».)
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план четвертого года обучения
№ | Тема |
| Всего часов | Теорет. занятия | Практич. занятия |
1. | Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры.
|
|
3 |
1 |
2 |
2. | «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип « от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. |
| 3 | 1 | 2 |
3. | Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. |
| 6 | 1 | 5 |
4. | Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. |
| 3 | 1 | 2 |
5.
6. | Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. |
| 6
6 | 1
1 | 5
5 |
7. | Монотипия. « Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. |
| 6 | 1 | 5 |
8. | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. |
| 6 | 1 | 5 |
9. | « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. |
| 9 | 1 | 8 |
10. | « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. |
| 6 | 1 | 5 |
11. | « Улицы моей деревни». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. |
| 6 | 1 | 5 |
12. | Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке. |
| 6 |
| 6 |
13. | Выставки, экскурсии. |
| 6 |
|
|
| Всего часов: |
| 72 |
|
|
2. Декоративно – прикладное искусство.
Теоретическая часть.
-Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
- Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика.
- Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
- Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
- Посещение выставок.
№ | Тема |
| Всего часов | Теорет. занятия | Практич. занятия |
1.
| Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. |
| 3 | 1 | 2 |
2. | «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». |
| 3 | 1 | 2 |
3. | « Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. |
| 6 | 1 | 5 |
4. | « Цветы и бабочки» - декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. |
| 6 | 1 | 5 |
5. | Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. |
| 3 | 0,5 | 2,5 |
6. | Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. |
| 6 | 1 | 5 |
7.
| Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. |
| 3 | 0,5 | 2,5 |
8. | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. |
| 6 | 1 | 5 |
9. | «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. |
| 6 | 1 | 5 |
10. | « Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией. |
| 3 | 0,5 | 2,5 |
11. | Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. |
| 3 | 0,5 | 2,5 |
12.
| Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. |
| 9 | 1 | 8 |
13.
| Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий. |
| 9 | 1 | 8 |
14. | Оформление работ, выставки, посещение выставок. |
| 6 |
|
|
| Всего часов: |
| 72 |
|
|
Итого: 360 часов.
Прогнозируемые результаты.
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Обучаемые второго –третьего года обучения
Должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.
Обучаемые четвёртого года обучения.
Должны знать:
-разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
-правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
-передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа д. Городцы»
Утверждено Образовательная
Директор школы: программа рассмотрена на
педагогическом совете
МАОУ ООШ д. Городцы
( протокол № 1 от 10.03. 2010)
Учебный план по образовательной программе
дополнительного образования
«Юный художник».
Программа рассчитана
на обучающихся 6 – 10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Педагог дополнительного
образования: Родина Е. М.
( программа адаптированная,
составлена на основе
Программы изостудии
«Юный художник»
автора Л.Жежеря, 2002 года.)
Городцы
2010
Методическая литература
1.Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?»-М.,1998г.
2.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке.»-М.,1985г.
3.Маслов Н.Я. «Пленэр.»-М.,1989г.
4.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель.» (рабочая тетрадь) М.,2003г.
5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.» -М.,1987г.
6.Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна»-М.,1994г.
7.Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.
8.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.» М.,1983г.
9. «Основы декоративного искусства в школе.» Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.
10. «Программно – методические материалы. Изобразительное искусство».
Сост. В.С.Кузин.
11.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.
12.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.
16. Хворостов А.С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.
Методические рекомендации.
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.