На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Лободина Н.В. учитель начальных классов, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 103, город Волгоград.


Что же такое толерантность? Толерантность [лат. tolerantia - терпение] – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо [1, 510].  Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро [2, 117] – все положительное, хорошее, полезное, покаяние [2, 196] – признавать свою ошибку, как отречение от зла; милосердие [2, 253] - как милость в сердце, готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания; благодать [2, 32] - как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу воспитания культуры толерантности у детей младшего школьного возраста «У доброго сердца два крыла» и апробировать ее.

Данная программа предусматривает следующие направления воспитания толерантности:

1) знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2) понимание того, что каждый человек - уникальная личность (необходимо у детей воспитывать уважение к различиям между людьми);

3) понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4) понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество);

5) воспитание любви к родному краю, неповторимой красоте его природы, бережного отношения к диким и домашним животным;

Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Говоря о формировании нравственной культуры ребенка, нельзя забывать о том, что нравственное воспитание не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема формирования нравственности будет решаться ежедневно.

На занятиях с целью формирования адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности важно использовать игровые технологии с элементами тренинга. Дети рисуют в середине солнышка свой портрет, а вдоль лучей записывают свои хорошие качества. Это приводит любого ребенка к эмоциональному равновесию, желанию самореализации, ребенок чувствует свою значимость и необходимость.

Воспитание культуры толерантности у младших школьников тесно переплетается с уроками литературного чтения, русского языка и даже математики. Младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие. После прочтения сказки Андерсена «Гадкий утенок» детям предлагаются следующие вопросы и задания: «Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других», «Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?», «Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?», «Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение». Цель такой работы - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.

На экскурсии дети выполняют задание: «Найдите два одинаковых листочка, упавших с одного дерева». Ребята приносят листочки, внимательно их рассматривают: у одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. Ребята задумываются: «Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?» Они отвечают на вопрос: «Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга?»

Благодаря этим формам работы ученики младших классов учатся осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание, прислушиваться к мнению товарищей, вырабатывать умение терпимо относиться к ошибкам других.

Литература:

1.     Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989.

2.     Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000слов. – М.: Рус. яз., 1990.

Картина дня

наверх