На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

Использование исследовательской технологии, как один из способов повышения качества образования.Чергинец Юлия Геннадьевна, учитель МБОУ-СОШ № 85 г. Екатеринбург

В последнее время  на страницах педагогических изданий и на специализированных сайтах в Интернете очень много говорится о модернизации общеобразовательной школы, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учеников, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

            Одним из возможных путей повышения качества образования в современных социально-экономических  условиях является использование в обучении различных педагогических технологий.

                        Учителями нашей начальной школы разработана и используется технология развития исследовательских умений младших школьников.

            Исследовательская технология основана на потребности ребенка познавать окружающий мир. Она предполагает не час­тичное использование поисковых методов обучения, а обращение к принципиально новой форме процесса обучения, где прио­ритетные позиции занимает познаватель­ная деятельность самого ребенка.

В исследовательском обучении млад­ших школьников роль педагога существен­но отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, где основная функция педагога — трансляция информации (преподавание). В условиях иссле­довательской технологии педагог для учаще­гося — образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследователь­скому подходу к учению и жизни в целом.

Цель исследовательской технологии в начальной школе — осуществить пропедевтическую работу по развитию исследо­вательских умений.

Занятия, предусмот­ренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другая форма организации — консультирование учащихся.

Нами было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности: 

1.        Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2.         Умения   и   знания   исследовательского   характера  (выбор  темы   исследования, целеполагание  как этап  деятельности,  умение  выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

  1. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный   текст,   термин,   понятие,   смысловые   части   текста,  умение выделять главное,  краткое изложение,  цитата,  план,
    формулирование вывода и др.)
  2. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, требования к докладу, речи докладчика).

В I классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, не проводится. На уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Со II класса работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Знакомство   с   теоретическими   понятиями   исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание др.
  • Осуществление   коллективных   исследований   по   определенному   плану,  по  различным  темам. Учитель  организует  совместную деятельность,   направляя   ее   на   осуществление   исследования,   в   процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

 На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также про­исходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

 На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий;

В III классе учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований.

 Проводятся коллективные исследования на заданную тему (например, на тему «Наша школа»). У третьеклассников активность выше, больше инте­ресных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

В IV классе учащимися осуществляется самостоятельное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Ребята собирают информацию, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

На уроках и во внеурочное время обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, слайдов.

  Формы занятий, на которых представляются результаты  исследования, могут быть следующие:

— выступления для своих одноклассников и учащихся параллельных классов;

— конференции, где учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

— презентации,  на которых ярко,  красочно  и  привлекательно  демонстрируются достижения учеников;

— выставка достижений, проводится в основном для родителей.

            Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, обучение исследовательским умениям  должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным и интересным. Темы работ могут быть самыми разнообразными. Например, «Моя семья», «История происхождения слов», «Мир сказок моего детства», «Английский язык вокруг нас», «Использование в речи фразеологизмов различной экспрессивно-стилистической окраски», «Жизнь на крыльях пчёл», «Понятие семьи в американской и российской культурах» и др.                                                         

С целью активизации познавательной деятельности учащихся и с учётом возрастных особенностей в работе используются:

— загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки;

—  игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Поче­мучки, Знайки, Поисковичка;

—ролевые игры, дающие возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии: если б я был военным (поваром, учителем, строителем и т.п.);

— игры-путешествия, например во времени, в новые страны, фантастические путешествия на другие планеты.

 Таким образом, используемая нами технология, реализуясь в учебном процессе, позволяет решить задачи развития исследовательских умений учащихся и овладеть новыми способами добывания знаний. Внедрение технологии развития исследовательских умений даёт возможность существенно повысить качество знаний, способствует развитию учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций младшего школьника. 

Картина дня

наверх