На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

Использование игровых методов для эффективного обучения младших школьников. Автор учитель начальных классов 1 категории Петрова Елена Леонидовна

Отношение  игры  к  развитию – это  отношение  обучения  к  развитию.

 

 Игра – источник  развития и  создаёт

 

 зоны  ближайшего  развития .

 

 

 

 ( Л.С.Выготский )

 

 

 

                    Детская  игра  существенно укрепляет  свои  позиции  не  только  как  самостоятельный  и  самоценный  вид  детской  деятельности, но  и  как  средство воспитания, как  форма  организации обучения, как  метод, а  также  приём  обучения  и  воспитания  детей.

 

   Реализация  игрой  функции  средства  воспитания  происходит  в  том  случае, когда  педагог  в  нужном  ему  направлении  влияет  на  содержание, организацию   и  структуру  игры, на  отношения  детей  в  процессе  игры  и  т.д. Игра  в  этом  случае  решает  и  задачи  воспитания, и  задачи  развития .

 

   Во  многом  благодаря  именно  игре  у  детей  на  рубеже  дошкольного  и  младшего школьного  возраста    формируется   рефлексия – способность  осознавать  не  только  свои   способности,  но и  то, как  эти  способности   воспринимаются  окружающими, и  строить  своё  поведение  с  учётом  их  возможных  реакций .

 

   Использование  игры  как  формы  организации  обучения    и  воспитания  известно  на  протяжении  многих  веков. Функции  формы   организации  обучения  несут  игры, сложившиеся  ещё  в  недрах народной  педагогики, и главное  их  назначение  состоит  в  том,  чтобы  дети  обучались  играючи,  а  игре  как  форме  организации воспитания  принадлежит  значимое  место  в  плане  развития  самых  разных  качеств  и  свойств  детской  личности .

 

   В  процессе  игры  у  детей  возникает  три  вида  целей .

 


  • Цель  первая – наиболее  общая -  наслаждение, удовольствие  от  игры,  и  её  можно  выразить  двумя  словами :  «Хочу  играть!»

  • Вторая  цель -  это  и  есть  собственно игровая  задача, т.е.  задача,  связанная   с  выполнением  правил,  разыгрыванием  сюжета,  роли, и  она  существует  в  виде   требования  «надо» : «Надо  играть  так, а  не  иначе!»

  • Третья  цель непосредственно  связана  с  процессом  выполнения  игровой  задачи,  что  по  сути  своей  составляет   творчество  и  одновременно  третий постулат : «Могу!»

 

     Изучение  игры  как  приёма  и  метода  обучения  особенно  важно  и  с  точки  зрения  организации  преемственности  между дошкольным  и  начальным  звеном  образовательной  системы  в  методах  обучения .

 

      Игра  как  приём  обучения  имеет  свои  сильные  и  слабые  стороны, которые  с  обязательностью  следует  знать  и  учитывать   педагогу, работающему  с  детьми  дошкольного   и  младшего  школьного  возраста.  Надобность  в  игре  как  дополнительном, косвенном  приёме обучения  возникает  тогда, когда  целью  является  доведение  предлагаемого  детям учебного  материала  до  более  глубокого осознания .  Педагогическая  ценность  игровых  приёмов  состоит  в  том,  что  они  развивают  умственную   активность  и  познавательные  интересы детей,  способствуют  обеспечению   осознанного  восприятия  учебного  материала, постоянства  действий  в  одном  направлении, развивают   самостоятельность и  самодеятельность.

 

   Таким  образом,  для  педагога  школы  игра  может  стать  одним  из  инструментов  активизации  познавательных   способностей  учащихся,  воспитания  у  них  устойчивого    интереса    и  потребности  в  интеллектуальной    деятельности, совершенствования    школьно-значимых  психических  и  психофизиологических  функций,  успешности  обучения  в  целом .  При  правильной  постановке  руководства  детскими  играми  они, по  мнению  Й.Хейзинга, окупаются  золотом  самой  высокой  пробы,  ибо   воспитывают ,  развивают  в  ребёнке   целостно  милосердие  и  память,  честность  и внимание,  трудолюбие  и  воображение ,  интеллект  и  фантазию,  справедливость  и  наблюдательность , язык  и  реактивность – словом, всё, что  составляет    богатство   человеческой  личности .

 

    2.  В  последние  годы  учителя  сознательно  включают  в  свою  работу  технологии, ограничивающие  классно- урочную  систему  организации  учебного  процесса,  разрабатывают   новые   формы   и  методы    обучения.

 

   Одним  из  методов,  укрепляющих  здоровье  детей  во  время  уроков,  является  использование  подвижных  игр  дидактической  направленности  на  общеобразовательных  дисциплинах, которые :

 


  • · сочетают    двигательное  и  интеллектуальное  начало;

  • · увеличивают  время  организованной  двигательной  активности  детей;

  • · создают  положительны  эмоции .

 

 

 

    Методика  проведения  подобных  подвижных  игр,  способствующая  повышению  эффективности  учебно-воспитательного  процесса  и  основанная  на  положениях  психологической  теории  поэтапного  формирования  умственных  действий, заключается в  следующем:    игру  целесообразно    использовать  на  том  этапе  урока,  когда  применение  традиционных  форм  не  приносит  желаемого   результата;  игры  включаются  в  ход  уроков  систематически,  при  закреплении  каждой  отдельной  темы  либо  всего   курса .

 

 3.  Широко  используются  дидактические  игры,  построенные  как  на  учебном,  так  и  на  неучебном  материале . Они  включаются  педагогом  в   структуру  любого   урока  по  любому  предмету .

 

Для  развития  умения  наблюдать, слушать  и  слышать  широко  используются  дидактические игры  по   обучению  грамоте и  чтению.

 

 

 

   Игра  для  младших школьников имеет  огромное  значение  как  средство  развития  личности. В дидактических  играх  значительно  легче  и  интереснее   происходит  усвоение  новых знаний, развивается  память, внимание, мышление, речь. В  интеллектуальных  - расширяется  кругозор, развиваются  доказательная  речь. Умение  общаться.  В  сюжетно-ролевых  -  развиваются  речь, фантазия, воображение. Воспитывается  уверенность  в себе, усваиваются   определённые  нормы  взаимоотношений  со  сверстниками, закрепляются   устойчивые нравственные качества  личности,  происходит   усвоение  социального  опыта . Именно   в  игре  и  создаётся  «зона  ближайшего  развития»  ребёнка.

 

     Правильно подобранную, умело  и  уместно  проведённую  игру  следует  считать    таким  же  важным  и  необходимым  элементом  образовательной  работы, как  и   урок . Игры  не должны  исчезнуть  из  жизни   ребёнка, а  иметь  обязательное  продолжение   в  школьном  обучении   и  труде, так  как  они   позволяют многогранно  раскрыть  личность,  развить  её  способности,  сплотить   детский  коллектив  на  основе  общих  замыслов  и  интересов .

 

 

 

 

Картина дня

наверх