На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

Использование информационных технологий в обучении бисероплетению.

 

Сабурова Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования.

МБОУ ДОД

«Дворец творчества детей  и молодёжи»

    г. Ангарск

 

Концепция модернизации образования подчеркивает важнейшую роль учреждений дополнительного образования детей в создании условий, обеспечивающих  конкурентоспособность молодых людей в условиях рыночной экономики. Наиболее полно суть модернизации в образовании  отражает компетентностный подход.

Создавая авторскую программу «Бисероплетение» мы предполагали, в числе прочих,  формирование   одной из ключевых компетенций, а именно информационной. Обучаясь старинному ремеслу, казалось бы, далёкому от современных информационных технологий, используя компьютер, мы получаем возможность расширить свои горизонты.

Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их навыки управления техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и в обучении рукоделию. В организации учебной деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet.

В организации учебной деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как:

  • источник информации;
  • способ общения с партнёрами, единомышленниками;
  • инструмент участия в сетевых проектах.

Internet  даёт возможность пополнения  необходимой библиотеки из  книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов.

При  обучении художественным ремёслам необходима демонстрация наглядных пособий и образцов изделий.  Internet помогает нам увидеть экспонаты выставок и конкурсов современных художников, познакомиться с новыми техниками в низании бисером. Многие  мастера и авторы книг по бисероплетению  имеют свои сайты, где любой школьник, имеющий доступ в Internet, может найти для себя необходимую информацию или идею для своего творчества.

  Владение  навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира помогает как педагогу, так и обучаемому.

Использование  операционной системы Windows в сфере обучения открывает новые возможности. Например, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:

  • графические редакторы дают возможность создать дизайнерский вариант изделий из бисера, использовать графику (рисунки, схемы); создавать схемы для вышивки бисером, для ручного и станочного ткачества; схемы последовательности низания различных изделий;
  • текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами;
  • электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по различным видам рукоделия, народным промыслам, фольклору и пр.
  • программа Power Point предназначена для создания презентации по самостоятельно выполненному учащимся творческому проекту;
  • программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или к внеклассному мероприятию.

 

Педагог может составить своё тематическое планирование таким образом, чтобы включить в разделы или темы использование компьютера, мультимедиа и Internet-технологий.

При использовании информационных технологий в процессе обучения повышается мотивация, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.

   Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем проанализировать те или иные процессы. При проектировании изделия, ученик может неоднократно изменять масштаб, цветовое решение, последовательность действий при выполнении практической работы, вносить коррективы. Из большого числа представленных образцов, выбрать заинтересовавшее его изделие и изготовить его в выбранном им масштабе и оформить по своему усмотрению, проявив творческие способности.

Так, например, для работы с бисером необходимо знать свойства цветов. Дело в том, что в изделии каждая бусинка теряет свой локальный цвет. Цвет изделия зависит от освещения, он меняется при электрическом свете. На восприятие цвета влияет и взаимное расположение бусинок относительно друг друга.  Для изготовления качественных изделий необходимо учитывать взаимовлияние цветов на наше восприятие.

  Учащимся 1-2-го года обучения подбор цветов в изделии рекомендует педагог. Учащиеся 3-го года обучения пробуют подбирать цветовые сочетания самостоятельно.

Для облегчения  работы по подбору сочетаний можно пользоваться таблицами,

 

Таблица  примерных сочетаний цветов.

Основной цвет

и его оттенки

Гармонирующие с ним цвета и оттенки

Красный

 

Голубовато-зеленый, темно-синий, золотисто-желтый, зеленый, черный

Оранжевый

 

Голубой, ультрамарин, коричневый, кремовый, зелёный, черный, белый, фиолетовый, жёлтый

Жёлтый

 

коричневый, чёрный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый

Зелёный

 

Пурпурный, красный, оранжевый, коричневый, жёлтый, жёлто-зелёный, серый, черный

Голубой

 

Киноварно-красный, оранжевый, кирпичный, пурпурный, светло-фиолетовый, ультрамарин, белый, черный

Синий

 

Бордо, жёлто-зелёный, красный, жёлтый, голубой, беж, коричневый

Фиолетовый

 

Жёлто-зелёный, коричневый, серый, белый, жёлтый, жёлто-оранжевый, голубовато-зелёный, светло-зелёный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но зачастую мы не можем  иметь большой ассортимент бисера, чтобы сравнить его по форме и окраске и возможности или невозможности его сочетания друг с другом. Компьютер же помогает познакомиться с различными видами бисера и фурнитуры,

а так же попробовать составить  различные цветовые сочетания и выбрать свой вариант для самостоятельной работы, например: жёлтый - коричневый, чёрный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

 

 

  • Программа Portable Mosaik - в помощь тем, кто увлекается составлением мозаики и в помощь тем, кто вышивает бисером.

Можно сохранять готовую Мозаику в виде картинки, выводить и сохранять нумерацию строк и столбцов мозаики, что удобно при вышивании.

 

 

http://salvation.ucoz.ru/load/24-1-0-96

 

  • Программа Stitch Art Easy

Данная программа позволяет подготовить схему для вышивания крестиком по любому, указанному  изображению.

    При подготовке схемы программа умеет самостоятельно изменять размер исходного изображения, уменьшать количество используемых цветов, подбирая при этом подходящие цвета, соответствующие цветам ниток из нескольких распространенных наборов (например, DMC). Схема может быть подготовлена в цветном и черно-белом вариантах.

http://www.netzor.org/2008/01/07/stitch-art-easy_rus-programma-dlja.html

 

     В кругу многообразных факторов и отношений, сопровождающих внедрение компьютерной техники в сферу образования, компьютер, как и другие информационные носители, выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной учебной информации, которая помогает учащемуся и педагогу достичь запланированных целей обучения, а использование персонального компьютера в образовании позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

Литература:

  • Хуторской А.В.  Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании. // Личностно-ориентированное направление модернизации образования. Материалы семинара, Нижний Тагил, 10-12 января 2005 г.
  • Быкова Е. А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных   технологий – Самара: ПГСГА, 2010.
  • Новожилова Н.В. Использование интернет - технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/ Н.В.Новожилова// Завуч.- №8, 2003.
  • Югова Л.Б. Информационные коммуникационные технологии в образовании: развитие творческой индивидуальности личности школьника в учебно-воспитательном процессе. 2008г. http://www.rusedu.info/Category1.htm

 

 

Картина дня

наверх