«Наша Родина – Россия»
Гребеник Зоряна Михайловна
Воспитатель по изобразительной деятельности МДБОУ№50 г. Невинномысска Ставропольского края
Коренные преобразования в стране в конце XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.
Однако каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо и в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
Вехи истории – это три угла: вчера, сегодня, завтра.
«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.
«Сегодня» - возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.
«Завтра» - гармонично развитая личность.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.
Данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
В основе этого сложного психолого-педагогического процесса лежит развитие чувств, особую группу которых составляют нравственные чувства.
«Те высокие нравственные … чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Итак, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии со следующими принципами:
- «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.
Одним из эффективных инновационных методов в дошкольной педагогике, способствующих реализации исследуемого направления, является метод проектов.
Е. С. Полат характеризует метод проектов как предполагающий «не только наличие субъективной и социально значимой для ребенка проблемы, не просто ее исследование, поиск путей решения, но и практическое воплощение полученных результатов в том или ином продукте деятельности, осознание им, где и как можно применить полученные знания».
Прежде всего, метод проектов меняет систему общения педагога и ребенка, в которой педагог стимулирует творческую и поисковую активность дошкольника, создает условия для собственного учения ребенка, находясь «рядом и вместе».
Основанный на заинтересованности, самостоятельной инициативе и свободном выборе ребенком пути разрешения проблемной ситуации метод проектов позволяет сделать интересным сам процесс и способ познания действительности.
Метод проектов обеспечивает целостность развития личности ребенка посредством интеграции направлений развития (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического).
Проектная деятельность обеспечивает:
- приобретение личного опыта осмысления и практического применения информации;
- приобретение опыта выстраивания отношений с другими детьми;
- саморазвитие, самоизменение и самоосознание ребенком своих потребностей и возможностей;
- открытость пространства дошкольного учреждения для социальных институтов общества, что способствует трансляции норм, установок и ценностей общества.
Главным результатом использования метода проектов являются качества и умения, необходимые для социализации ребенка в современном обществе: инициативность, познавательная активность, самостоятельность, умения планировать собственную деятельность и взаимодействовать в коллективе, те характеристики ребенка, которые являются основой позиции Деятеля и Созидателя.
Основными особенностями детей старшего дошкольного возраста, положительно влияющими на его интересы и активность, а также способствующими реализации задач нравственно-патриотического воспитания, являются:
- высокая эмоциональность;
- целостность восприятия;
- развитое воображение;
- конкретно-образное мышление;
- высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности;
- увлеченность процессом деятельности.
Практикоориентированность метода проектов обусловила его внедрение в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик» города Невинномысска в направлении нравственно-патриотического воспитания.
Последовательность этапов проектной деятельности дошкольников выглядит следующим образом.
- Выбор темы.
- Сбор сведений.
- Реализация проекта.
- Презентация проекта.
Первый этап – «Выбор темы». На этом этапе педагогом для детей старшей группы была определена тема проекта – «Наша родина – Россия», которая отличалась глубокой предстоящей познавательной деятельностью. Задача педагога – создать условия для реализации познавательной деятельности посредством:
- соответствующей литературы;
- предметов и материала для организации продуктивных видов деятельности;
- встреч с родителями и специалистами;
- экскурсий;
- игровой деятельности.
Второй этап – «Сбор сведений». В учебном плане педагога отражаются интересы детей, последовательность мероприятий, определяется степень новизны, а также необходимость дополнительной информации. Важны вопросы: «Что мы узнали?», «Что еще хотим узнать?»
Следующий этап – «Реализация проекта». Задача педагога, специалистов и родителей – создать условия для осуществления детских замыслов. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности, способствует формированию у детей специфических знаний в разных областях, это практический ответ на вопрос: «Что мы делаем с тем, что узнали?»
Последний этап, дающий возможность предъявить результат окружающим, – «Презентация проекта». Задача педагога, специалистов – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости, осмыслить результаты деятельности.
Итак, презентация проекта «Наша Родина – Россия» осуществилась на городском методическом объединении педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию.
За время реализации проекта детьми под руководством педагога, с участием специалистов и родителей был собран материал, на основе которого:
- оформлены альбомы «Москва – столица нашей Родины», «Золотое кольцо России», «Люблю тебя, Невинномысск», где отражены исторические сведения и фотоматериалы о достопримечательностях городов;
- выпущена детская газета «Традиции и праздники народов России», которая раскрывает историческую глубину давно известных праздников, традиций отдельных народов, пестреет яркими костюмами, нарядами;
- оформлена галерея индивидуальных детских работ по мотивам народных росписей, а также коллективные работы «Дымковская слобода» (декоративное рисование) и «Дымковский лужок» (лепка).
Результатом же творческого поиска и эмоционального самовыражения дошкольников стало развлечение «Русская ярмарка».Каждому ребенку хотелось поделиться своей радостью, подарить частичку своего труда гостям. И этими необыкновенными сувенирами стали маленькие панно с чудесной гроздью смородинки в центре по мотивам хохломской росписи. Эта частичка детского тепла – та колыбель, где зарождается нравственность, гуманность, патриотизм.
Литература
- Густомясова А. Л. Метод проектов в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие. – Ставрополь: Литера, 2007.
- Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…:Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.