На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

Наша Родина - Россия!

«Наша Родина – Россия»

Гребеник Зоряна Михайловна

Воспитатель по изобразительной деятельности МДБОУ№50 г. Невинномысска  Ставропольского края

 

          Коренные преобразования в стране в конце XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.

         Однако каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо и в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

         Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

         Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

             Вехи истории – это три угла: вчера, сегодня, завтра.

«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.

«Сегодня» - возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.

«Завтра» - гармонично развитая личность.

           Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.

          Данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России, ее столице;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

          В основе этого сложного психолого-педагогического процесса лежит развитие чувств, особую группу которых составляют нравственные чувства.

«Те высокие нравственные … чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»,  - писал А.В.Запорожец.

 В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

          Итак, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии со следующими принципами:

- «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

         Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой   проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

      Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей         Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

Одним из эффективных инновационных методов в дошкольной педагогике, способствующих реализации исследуемого направления,  является метод проектов.

Е. С. Полат характеризует метод проектов  как предполагающий «не только наличие субъективной и социально значимой для ребенка проблемы, не просто ее исследование, поиск путей решения, но и практическое воплощение полученных результатов в том или ином продукте деятельности, осознание им, где и как можно применить полученные знания».

Прежде всего, метод проектов меняет систему общения педагога и ребенка, в которой педагог стимулирует творческую и поисковую активность дошкольника, создает условия для собственного учения ребенка, находясь «рядом и вместе».

Основанный на заинтересованности, самостоятельной инициативе и свободном выборе ребенком пути разрешения проблемной ситуации метод проектов позволяет сделать интересным сам процесс и способ познания действительности.

Метод проектов обеспечивает целостность развития личности ребенка посредством интеграции направлений развития (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического).

Проектная деятельность обеспечивает:

- приобретение личного опыта осмысления и практического применения информации;

-  приобретение опыта выстраивания отношений с другими детьми;

- саморазвитие, самоизменение и самоосознание ребенком своих потребностей и возможностей;

- открытость пространства дошкольного учреждения для социальных институтов общества, что способствует трансляции норм, установок и ценностей общества.

Главным результатом использования метода проектов являются качества и умения, необходимые для социализации ребенка в современном обществе: инициативность, познавательная активность, самостоятельность, умения планировать собственную деятельность и взаимодействовать в коллективе, те характеристики ребенка, которые являются основой позиции Деятеля и Созидателя.

Основными особенностями детей старшего дошкольного возраста, положительно влияющими на его интересы и активность, а также способствующими реализации задач нравственно-патриотического воспитания, являются:

- высокая эмоциональность;

- целостность восприятия;

- развитое воображение;

- конкретно-образное мышление;

- высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности;

- увлеченность процессом деятельности.

         Практикоориентированность метода проектов обусловила его внедрение в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик» города Невинномысска в направлении нравственно-патриотического воспитания.

         Последовательность этапов проектной деятельности дошкольников выглядит следующим образом.

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений.
  3. Реализация проекта.
  4. Презентация проекта.

Первый этап – «Выбор темы». На этом этапе педагогом для детей старшей группы была определена тема проекта – «Наша родина – Россия», которая отличалась глубокой предстоящей познавательной деятельностью.   Задача педагога – создать условия для реализации познавательной деятельности посредством:

- соответствующей литературы;

- предметов и материала для организации продуктивных видов деятельности;

- встреч с родителями и специалистами;

- экскурсий;

- игровой деятельности.

Второй этап – «Сбор сведений». В учебном плане педагога отражаются интересы детей, последовательность мероприятий, определяется степень новизны, а также необходимость дополнительной информации. Важны вопросы: «Что мы узнали?», «Что еще хотим узнать?»

Следующий этап – «Реализация проекта». Задача педагога, специалистов и родителей – создать условия для осуществления детских замыслов. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности, способствует формированию у детей специфических знаний в разных областях, это практический ответ на вопрос: «Что мы делаем с тем, что узнали?»

Последний этап, дающий возможность предъявить результат окружающим, – «Презентация проекта». Задача педагога, специалистов – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости, осмыслить результаты деятельности.

Итак, презентация проекта «Наша Родина – Россия» осуществилась на городском методическом объединении педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию.

За время реализации проекта детьми под руководством педагога, с участием специалистов и родителей  был собран материал, на основе которого:

-  оформлены альбомы «Москва – столица нашей Родины», «Золотое кольцо России», «Люблю тебя, Невинномысск», где отражены исторические сведения и фотоматериалы о достопримечательностях городов;

- выпущена детская газета «Традиции и праздники народов России», которая раскрывает историческую глубину давно известных праздников, традиций отдельных народов, пестреет яркими костюмами, нарядами;

-  оформлена галерея индивидуальных детских работ по мотивам народных росписей, а также коллективные работы «Дымковская слобода» (декоративное рисование) и «Дымковский лужок» (лепка).

 Результатом же творческого поиска и эмоционального самовыражения дошкольников стало развлечение «Русская ярмарка».Каждому ребенку хотелось поделиться своей радостью, подарить частичку своего труда гостям. И этими необыкновенными сувенирами стали маленькие панно с  чудесной гроздью смородинки в центре по мотивам хохломской росписи. Эта частичка детского тепла – та колыбель, где зарождается нравственность, гуманность, патриотизм.

Литература

  1. Густомясова А. Л. Метод проектов в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие. – Ставрополь: Литера, 2007.
  2. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…:Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.

 

Картина дня

наверх