Елена Попова предлагает Вам запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»
Вы хотите запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ольга Пастухова
Елена Попова
Очень интересно. А, главное, своевременно.
Елена Попова Отделка дверных проемов своими руками. Советы мастера
Людмила Сабурова
я-то знаю про очередь
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
Людмила Сабурова
и чего это я раньше не заглянула, приз охотааа
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
uliana karacos
Спасибо!
uliana karacos Дизайн мансарды
Людмила Сабурова
Людмила Пилипцова
Людмила Сабурова
Елена Попова
Оксана Cударикова

"И вновь об инновациях..."Кошляк Жанна Ивановна, учитель начальных классов первой категории, Хакасия, г. Абаза, МБОУ "АСОШ № 50"

развернуть

Хотя мы все практики, но я, лично, не могу обойтись без философии в рассмотрении данного вопроса. В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение.

Он больше не звучит как антипод традиции. Скорее инновация базируется на традиции в обязательном порядке. Чтобы наглядно показать суть его, хочется сравнить разные отрасли. Например, в отрасли  экономики «инновация» это воплощение научного открытия, некой супер-технологии, которая привела бы к получению высокой прибыли здесь и сейчас. Наша же педагогическая инновация не столь однозначна. Педагогическая инновация это воплощение методического тактического хода (открытия), внедряемая здесь и сейчас, систематически или эпизодически, но которая может привести к положительному педагогическому результату или эффекту через достаточно длительное время, не здесь и не сейчас.

 

Многие отечественные ученые педагоги из-за этого ставят педагогическую инноватику в ряд рискованных и непрогнозируемых областей. И лишь в стандарте образования последнего поколения сделан еще один заход, который мог бы помочь в оценке вводимых инноваций.

 

Он заключается в том, что впервые в отечественной практике в проекте стандарта сделана попытка описать планируемый результат и оценить необходимые для его достижения условия.

 

Работая в начальной школе мы, практики,  ориентируемся на идеи модернизации образования, согласно которым цель образования  связана с охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, обеспечением их эмоционального благополучия; развитием ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром, с собой; сохранением  и поддержкой индивидуальности каждого ребенка.

 

Коллеги обучают по новым учебно – методическим комплектам, основанным на принципе проблемного развивающего обучения, а я  работаю по традиционной программе, но интуитивно осознала давно, что наряду с традицией, конечно, нужно применять инновации, т. е. применять методы, которые способствуют  наибольшему развитию ребенка, его природной любознательности, пытливости.

 

Включаю в свою работу основные инновационные моменты, которые помогают получить положительный педагогический эффект, что называется здесь и сейчас:

 

•        Введение в образовательный процесс развивающих проблемных заданий через игровую технологию

 

 •        Продуманная  дифференцированная работа внутри класса в зависимости от ученической типологии

 

•        Яркая наглядность

 

•        Моделирование     и трудотерапия

 

Традиционной схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, услышал, но прослушал всё упорнее противостоит  реальный тезис инноваций, который гласит:  ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю в любом интеллектуальном состоянии и наличии любой степени школьных навыков.  

 

Немного о дифференциации.

 

Внутренняя дифференциация, которая учитывает типологические особенности учащихся  осуществляется практически на каждом уроке. Она осуществляется внутри класса и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности.  Способы внутренней дифференциации:

 

1.                  содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается и они догружаются типичным по трудности заданием ещё;

 

2.                      содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

 

3.                    задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ );

 

                    4.      единственное, что не идёт в классе коррекции – это предоставление  самостоятельного  выбора  одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего   1-2 ученика могут выбрать адекватно по трудности и объёму, остальные схитрят)

 

В игровой модели учебного процесса, как инновационной единицы создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

 

Ребята действуют по игровым правилам.

 

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-   познавательный результат.

 

            В арсенале есть игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

 

Я считаю, что какое бы ни было, проблемное обучение (системное) или проблемное обучение (эпизодическое), где учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

 

Ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»  и др.).

 

Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия, а это есть высокоэффективная инновационная находка.

 

Моделирование и трудотерапия.

 

Специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. (Мы все знаем, чем умнее рука-тем умнее ребёнок) Как раз в  младшем нежном  школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, трудовая и экологическая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

 

Целенаправленные занятия по формированию мышления через конструктивно-технологический способ  существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

 

Не случайно бытует высказывание, что ОБРАЗОВАНИЕ и есть инновация само по себе.

 

Каждый день, обучая и обучаясь, мы качественно изменяемся…)))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Опубликовала , 28.02.2012 в 17:10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Блог
пока ничего нет